Содержание
Дедлайн — как много в этом слове

Дедлайн (deadline) — слово неуклюжее, глухое и пугающее.
«Линия смерти» в дословном переводе с английского языка.
Этим словом пугают руководителей проектов и участников проектных команд.
Это слово можно услышать на тяжелых и пропитанных нервозностью встречах представителей заказчиков и исполнителей.
Говоря простым языком,
Дедлайн это дата, после которой считается что результат проекта уже не нужен.
Эта дата, как правило, фиксируется в контракте и после ее нарушения зачастую следуют штрафные санкции. Различные неустойки, лишения премий участников команд и прочие неприятности.
В рамках короткой статьи нельзя полностью рассказать о том как избежать дедлайнов полностью.
Более того, я уверен, что это и невозможно в принципе.
Как бы мы ни старались, какие бы не применяли методы управления проектами, у нас все равно иногда будут случаться срывы сроков.
Но уменьшить количество срывов сроков вполне по силам.
Как и снизить негативное влияние таких срывов.
В данной статье, хочу обратить внимание на две самые на мой взгляд распространённые ошибки руководителей проектов, связанные с дедлайнами.
Ключевая ошибка всех команд

Первая и самая частая ошибка, которую зачастую допускают даже опытные руководители, это отсутствие нового дедлайна после того как нарушен основной.
Первое что нужно сделать при нарушении дедлайна — это назначит новый дедлайн!
Вместо этого происходит обычно так.
Команда нарушает сроки. Ну скажем на один или два дня. Пока, возможно не происходит ничего критичного.
Все уверены что осталось какое-то количество усилий, «последний рывок» и результат будет достигнут.
В этом и кроется ловушка!
Есть такое довольно известное изречение о том что каждая ошибка в программе — последняя.
К сожалению, очень часто последнее усилие по достижению сроков является даже не предпоследним а лишь частью целой цепочки усилий которые пока не очевидны.
Но что самое плохое в таком подходе — он расхолаживает команду.
Если не назначить новый дедлайн при срыве предыдущего, то это означает очень простую мысль и посыл для команды:
Дедлайна больше нет!
Ну а раз дедлайна нет, то и вся последующая работа строиться через эту парадигму.
Что очень часто приводит к «бесконечным» проектам.
Кроме того, в результате такого подхода не проводится работа над ошибками.
Не выясняются причины срывов. Все целеустремленно борются с последствиями.
Все по принципу «Некогда пилу точить — нужно дерево пилить!»
Поэтому, первое что нужно сделать при срыве сроков, это назначить новый срок, новый дедлайн и согласовать его со всеми участниками проекта, включая заказчика.
Конечно не лишним будет выполнить ретроспективу вместе с командой, чтобы выяснить причины срывов и предпринять корректирующие действия.
Но главное — назначьте новый дедлайн как можно скорее!
Редлайн или как избежать дедлайна

Вторая частая ошибка — это отсутствие «мягкого» дедлайна.
Его иногда еще называют Редлайн (redline) — «красная линия»
Что это такое?
Редлайн это по сути уловка, хитрость руководителя.
Это дата «с запасом» которая изначально выдается за дедлайн команде и возможно заказчику.
После этого команда «целится» в эту дату, прилагает усилия.
Если все складывается удачно и результаты будут получены к этой дате, то по сути это будет означать некоторый успех проекта.
Многие заказчики очень положительно относятся к более ранним срокам реализации проекта.
Если же редлайн будет нарушен, то это послужит сигналом всем участникам что необходимо провести работу над ошибками, изменить подходы.
Такая «уловка» позволит с большей вероятностью достигнуть настоящий дедлайн в срок.
Но будьте осторожны!
Есть искушение устанавливать редлайн сильно заранее от настоящего делайна.
И это неверно, так как время между редлайном и дедлайном тоже должно быть забюджетировано.
На это время команда должна быть предположительно загружена.
Другими словами, чем больше «запас» между редлайном (справедливым ожидаемым сроком получения результата) и дедлайном, тем выше бюджет проекта при прочих равных условиях.
А так называемый «овербаджет» (over budget) — искусственное завышение бюджета, это плохой тон.
Кроме того, завышенные бюджеты сложнее обосновывать и «продавать».
Остались вопросы?
Если у вас остались вопросы или нужна помощь, а может вы хотите поделиться своим опытом работы с дедлайнами и сроками, пишите в комментариях.