Содержание
Я знаю что такое риски проекта
Обычно, если заходит разговор среди людей которых можно отнести к менеджерам проектов, про риски проекта, то все знают что сказать.
Каждый, конечно слышал о рисках и о том что важно ими управлять.
Если немного поспрашивать их по этой теме, то они расскажут что есть такое понятие как «реестр рисков».
И что есть «план реагирования на риски». И надо их как-то идентифицировать и ими управлять.
И что они то конечно все знают по данной теме и обязательно вспомнят пару классических книг.
Почти наверняка одна из них будет «Вальсируя с медведями» Тома Демарко.
Но, если попросить их показать реестр рисков, или например последний чек-лист по выявлению рисков, то они начнут краснеть, бледнеть и всячески отводить глаза.
Потому что «именно на этом проекте» по каким-то причинам это не делается.
Нет бюджета или времени или «заказчик не поймет».
Перечень таких причин можно продолжать довольно долго.
И такая ситуация встречается очень часто.
С чем же это может быть связано?
Почему с одной стороны, руководители декларируют важность процессов управления рисками, а с другой просто не делают того что по их собственным словам делать нужно?
Ответ довольно прост:
Для чего обычно составляются реестры рисков
Реестры рисков обычно составляются «для галочки»
Вот для нее:
Но на деле руководители проектов не видят в рисках, вернее управлении ими практической ценности для себя.
Мы давно поняли, что люди делают то что считают важным.
И не делают иного.
А риски… Это что-то что я конечно буду делать, но потом.
Когда проект будет посложнее, ну или еще когда-нибудь.
Это как знание латыни.
Вроде и интересно, и даже может быть полезно. Но когда и где — не ясно.
Примерно так рассуждает среднестатистический руководитель.
Но я не понимаю зачем они нужны. Помогите!
Ну хорошо, скажете вы.
Допустим я согласен с тем что управление рисками если и делается, то в большинстве своем формально.
Исключительно в формате карго-культа.
В таком случае, возможно есть смысл отказаться от данного вида работ в управлении проектами?
Но подождите!
На самом деле, управлять рисками и можно и нужно.
Только дня начала нужно понять, а зачем они нужны?
И как всегда в формате простой мысли мы декларируем следующую идею:
Какая на самом деле польза от управления рисками
При планировании проекта, оценке его будущего бюджета и сроков мы всегда имеем дело с неопределенностью.
Если составить список этих возможных событий и по каждому из них заранее подумать сколько времени и денег будет нужно для устранения последствий, то получится примерно такая таблица:
Что может случиться? | Как будем исправлять? | Сколько на это нужно времени? | Сколько это будет стоить? |
Уволится член команды | Добавим в команду нового человека | 2 недели | 2 человеко\недели |
Сменится основной заказчик | Выясним новые ожидания у нового заказчика | 2 дня | ( 2 * Количество в команде ) человеко\дней |
И т.д. | |||
По сути такая таблица и является тем самым, «реестром рисков».
Важно понимать, что любую проблему на проекте можно решить.
Если на это есть бюджет и время.
А как сделать так, чтобы бюджет и время были?
Верно. Их нужно запланировать.
Приведенная таблица и помогает сделать это обдуманно и обоснованно.
Как использовать риски к своей выгоде
Реестр рисков когда он сделан обдуманно позволяет менеджеру проектов:
- Правильно спланировать проект.
- Обосновать заказчику или своему руководству стоимость или сроки проекта.
- Получить четкий план действий на случай когда риск «сработает».
Не относитесь к реестру рисков как к чему-то экзотическому.
Не занимайтесь их определением и классификацией только для начальника или службы контроля за проектами.
Воспринимайте риски просто как перечень возможных дополнительных работ.
И тогда все встанет на свои места.
Вы сможете уверенно сказать:
Зачем нужны риски проекта? Я точно знаю!
Остались вопросы?
Если у вас остались вопросы или нужна помощь, а может вы хотите поделиться своим опытом работы с рисками, пишите в комментариях.