Сайт о проектном управлении и личной эффективности
учи заказчика

Заказчик неуч а поэтому, век внедряй — век учи заказчика

Содержание

Как обычно идет проект по внедрению информационной системы

Большинство проектов по внедрению информационных систем начинаются хорошо.

Все воодушевлены.

Воодушевление

И заказчик, который выбрал подрядчика и думает, что получит современную и надежную систему.

И подрядчик, думающий что «уж на этот то раз, все будет хорошо, не накосячим».

И как правило, первая половина или две трети проекта так и проходят.

Внедренцы бодро пишут документы, Заказчик их принимает.

Даже платит деньги и подписывает акты выполненных работ.

Все довольны.

Довольный заказчик

Но потом наступает то, что мы называем «середина денег», такой момент в проекте, когда Заказчик начинает задумываться о том, что-же он в итоге получит.

И тут как правило выясняется, что до ожидаемых результатов еще далеко, а бюджета и времени уже мало.

Наступает похмелье и состояние поиска виноватых.

Отношения между командой проекта и заказчиком начинают ухудшаться.

Почему же так происходит и что делать чтобы такого не случалось на ваших проектах?

Заказчики как дети

Ответ на данный вопрос довольно простой.

Дело в том, что заказчики зачастую непрофессиональны.

А внедренцы страдают тем, что называется «профессиональная деформация».

Они думают, что заказчик также, как и они сами понимает, как и из чего состоит проект, умеют читать (и понимать!) проектные документы.

Но это не так.

Очень многие проектные документы, заказчику непонятны. Или понятны, но на самом верхнем уровне.

Как рассуждает среднестатистический заказчик?

«Документ большой, выглядит серьезно, в нем много больших и сложных таблиц, схем и графиков. Ну а кроме того, я заплатил за это кучу денег серьезным ребятам из крутой фирмы! Наверное, тут все хорошо. Принимаю»

Другими словами, заказчик зачастую принимает промежуточные результаты, не понимая до конца их сути или содержания, ориентируясь только на формальные признаки.

Такие как объем и визуальная сложность документа.

С другой стороны, внедренцы также находятся в состоянии неведенья.

Рассуждая таким образом, что если документы подписаны, а деньги за промежуточные результаты получены, то и проект идет хорошо.

В целом это похоже на то, как неопытный врач по ошибке выписывает пациенту неверное лекарство.

Пациент доволен, есть рецепт, пьет таблетки. Врач тоже — сделал работу.

Так происходи до того момента как пациент не умрет.

Проект умер

Так что же делать, чтобы избежать подобных ситуаций?

Ответ довольно простой — необходимо делать заказчик осознанным.

Существует такое понятие как информированное согласие

Оно довольно точно отражает суть того, о чем мы пишем.

Другими словами, необходимо научить заказчика профессионально и осознанно принимать результаты работ.

РПЗ

Конечно, наилучшим вариантом является ситуация, когда со стороны заказчика также есть руководитель проекта, который заинтересован в успехе проекта, а кроме того, разбирается в проектном управлении и внедрении информационных систем.

В крупных компаниях и на больших проектах так часто и происходит.

Важно в таком случае, убедиться в том, что данный человек, действительно разбирается в вопросе.

Ведь часто бывает так что роль руководителя проектов со стороны заказчика, так называемого РПЗ (руководитель проекта заказчика) достается «по совместительству» одному из руководителей компании заказчика.

Например, финансовому директору.

Ввиду высокой загруженности своими обычными обязанностями или по причине отсутствия опыта, данный человек, функцию РПЗ выполняет недостаточно хорошо.

Таким образом, самого факта наличия РПЗ недостаточно, необходимо, чтобы он был «в теме».

Выяснить уровень подготовки РПЗ прямая задача руководителя проекта от исполнителя.

Далее, при необходимости и РПЗ и ключевых функциональных заказчиков желательно обучить.

Чему и как учить

В идеальном проекте нужно предусмотреть в плане управления проектом как минимум установочную встречу для участников команды со стороны заказчика.

На данной встрече необходимо рассказать о подходах к управлению проектом, о целях и методах.

Если позволяет бюджет проекта или время, желательно предусмотреть этап обучения представителей заказчика на специализированных курсах.

  • Для РПЗ — курсы по проектному управлению, в тех случаях, когда этот человек не имеет таких навыков.
  • Для функциональных пользователей — курсы по прикладному решению.

Ведь чем лучше ключевые функциональные пользователи будут знать внедряемую систему (1С или другую) тем лучше и качественнее они смогут принимать промежуточные результаты проекта.

Заключение

Старайтесь всегда проверять что заказчик понимает смысл и содержания тех результатов, которые он принимает.

Особенно это касается промежуточных результатов работ.

Планируйте сдачу результатов так, чтобы был предусмотрен блок проверки того, что заказчик понимает что-же он принимает.

Задавайте вопросы заказчику, ответы на которые могут показать, что он «усвоил материал»

Хороших вам проектов!

Если у вас остались вопросы или нужна помощь, а может вы хотите поделиться своим опытом обучения заказчиков, пишите в комментариях.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии