
Содержание
Что такое моделирование и зачем его делать?
Особенностью проектов по внедрению программ на базе платформы 1С является то, что в большинстве случаев, программа не создается «с нуля».
Как правило, за основу берется некоторое типовое решение от производителя (фирмы 1С) и в него уже вносятся корректировки и доработки.
Таким образом, при сборе требований к будущей системе у пользователей заказчика, хорошо было бы ограничить их «фантазию» рамками возможностей системы.
Такой подход позволяет существенно упростить внедрение системы, уменьшить бюджет проекта и сократить сроки внедрения.
Для уточнения порядка работы пользователей с целевой АС проводится этап моделирования.
Моделирование выполняется целенаправленно, то есть, моделируются только определенные границами проекта бизнес-процессы, а остальные особенности работы целевой АС не рассматриваются.
Входными данными для этапа являются описания моделируемых бизнес-процессов, зафиксированные в документе «Концепция АС» сформированном и утвержденном на этапе ППО .
По окончанию моделирования фиксируются функциональные разрывы — то, что необходимо доработать в целевой АС для начала работы с ней.
Участники моделирования
Со стороны Заказчика в моделировании принимают участие и согласовывают его результаты ключевые пользователи.
Состав ключевых пользователей устанавливается отдельным протоколом по каждой моделируемой подсистеме.
Обычно, в качестве ключевых пользователей выступают функциональные заказчики системы (см. план управления проектом) и некоторые из их заместителей.
Со стороны Подрядчика в моделировании принимают участие Аналитики.
Как правило, моделированием одной подсистемы занимается один Аналитик.
Подготовка к моделированию
На основании входных данных Аналитик проводит подготовку к моделированию:
- Разворачивает базу модельного примера при ее отсутствии
- Режиссирует модельный пример по каждому бизнес-процессу и отражает выработанный сценарий в виде программы моделирования
- Готовит черновик функциональных разрывов
Ознакомление
После проведенной подготовки проводится первая фаза моделирования — ознакомление.
В данной фазе Аналитик демонстрирует подготовленный самостоятельно модельный пример, обсуждает его особенности с ключевыми пользователями Заказчика, фиксирует уточнения и дополнения от ключевых пользователей.
По ходу встреч, ключевые пользователи Заказчика уточняют данные контрольного примера и функциональные требования через предоставление запрошенных материалов, форм отчетности и интерфейса пользователя, регламентов и маршрутов обработки.
Результаты встреч фиксируются в виде протоколов моделирования.
Аналитик направляет ссылки на протоколы моделирования участникам встречи на согласование.
Участники встречи в виде комментариев к протоколам указывают свои замечания и дополнения.
Дополнительные (ранее не предоставляемые) запрошенные материалы прикладываются участниками встречи к странице с протоколом встречи в комментариях.
Модельный пример
Задача второй фазы моделирования (модельный пример) — внести все необходимые уточнения в модельный пример и получить полную и достоверную картину моделирования целевой АС.
Аналитик уточняет модельный пример, программы моделирования и функциональные требования на основании уточнений и предложений ключевых пользователей Заказчика, полученных на первой фазе.
Аналитик на основании полученных данных уточняет модельный пример и проводит встречу для его окончательного согласования с ключевыми пользователями Заказчика.
По итогам встречи в протоколе фиксируется конечный перечень замечаний к модельному примеру, совместно прочитываются и уточняются функциональные требования и функциональные разрывы.
Структура документа «Программа моделирования»
- Список сокращений, терминов и определений
- Сокращения, принятые в документе
- Термины, используемые в документе
- Информация от Заказчика
- Контактные данные владельца процесса
- Перечень моделируемых бизнес-процессов
- Программа моделирования (по каждому бизнес-процессу)
- Данные по контрольному примеру
- Документы, регламентирующие контрольный пример:
- Сценарий моделирования
Функциональные требования
После уточнения модельного примера Аналитик вносит изменения и дополнения в программу моделирования, модельный пример, формирует в законченном виде и систематизирует функциональные требования к целевой АС.
На встрече (финальной) Аналитиком и ключевыми пользователями АС совместно прочитывается весь перечень функциональных требований, уточняются их описания, добавляются не учтенные ранее функциональные требования, все функциональные требования систематизируются и приводятся к финальному виду.
Конечный перечень замечаний к функциональным требованиям фиксируется в протоколе, далее устраняется Аналитиком.
Уточненная после указанных встреч версия функциональных требований и функциональных разрывов, высылается Аналитиком ключевым пользователям для окончательного согласования.
Структура документа «Функциональные требования»
- Список сокращений, терминов и определений
- Сокращения, принятые в документе
- Термины, используемые в документе
- Реестр функциональных разрывов.
В разделе «Реестр функциональных разрывов» приводится таблица следующего содержания:
№ | Функциональное требование | Описание функционального разрыва | Комментарий по текущей ситуации у Заказчика, описание текущей системы учета и управления | Краткое описание потенциальной доработки и ожидаемый результат | Приоритет | Автоматизируется в рамках проекта |
Приемка
Результаты моделирования фиксируются в виде протоколов встреч, программ моделирования и функциональных требований.
Каждому функциональному требованию присваивается приоритет и признак включения в реализацию проекта.
Результаты моделирования утверждаются Управляющим Комитетом.
Оценка трудозатрат на этап моделирования
Методика оценки следующая:
Формируется реестр процессов требующих моделирования.
Для этого берутся функциональные области заявленные к автоматизации, например:
- Бюджетирование
- Управление закупками
- Казначейство
- Управление продажами
Далее, если есть заполненные опросные листы или результаты ППО с реестром процессов или иной источник информации по процессам, каждый блок детализируется до процессов.
Перечень процессов берется из целевой системы 1С для того, чтобы уже на ранней стадии синхронизировать с будущими пользователями системы термины и определения.
Если перечь процессов неизвестен, то нужно исходить из предположения, что используется не менее 75% (три четверти) процессов из целевой подсистемы.
Если например, в подсистеме управления продажами всего 18 процессов, то предполагается, что моделироваться будет 14 процессов.
По каждому процессу если неизвестно статистическое время выполнения работ, проставляется средняя норма исходя из расчета:
Вид работ | Норма трудозатрат на 1 процесс (ч\час) |
---|---|
Настройка процесса в модельной базе | 2 |
Написание сценария моделируемого процесса | 2 |
Подготовка черновика функциональных требований | 2 |
Первичная демонстрация модели функциональным пользователям | 1 |
Формирование протокола замечаний по первичной демонстрации | 1 |
Корректировка процесса по протоколу замечаний | 1 |
Корректировка сценария по протоколу замечаний | 0,5 |
Корректировка функциональных требований | 1 |
Вторичная демонстрация модели функциональным пользователям | 1 |
Финальное согласование модели с управляющим комитетом | 0,5 |
Итого на один процесс | 12 ч\час |
Далее по каждому процессу проставляются поправочные коэффициенты.
В случае необходимости формирования ТЗ (технического задания) расчет трудозатрат на формирование ТЗ строится по принципу 30% от объема трудозатрат на этап моделирования.